Промывка системы охлаждения двигателя. Как и чем лучше промыть охлаждающий радиатор своими руками, очистка от накипи

Основные компоненты системы охлаждения двигателя

  • Рубашка охлаждения.
  • Радиатор.
  • Вентилятор.
  • Водяной насос.
  • Термостат.
  • Расширительный бачок.
  • Радиатор отопителя.

Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать
Внутри блока цилиндров и головки блока цилиндров двигателя находится так называемая рубашка — разветвлённая сеть каналов, по которым с помощью насоса прогоняется охлаждающая жидкость. Каналы герметичны, а стык блока и головки блока цилиндров уплотнён прокладкой. По шлангам охлаждающая жидкость направляется в радиатор, где охлаждается набегающим потоком воздуха, и, уже остывшей на несколько градусов, возвращается обратно в рубашку двигателя, чтобы принять на себя новую порцию тепла.

Помимо собственно охлаждения двигателя данная система может выполнять ряд других важных функций:

  1. Поддерживать постоянную, заданную производителем рабочую температуру.
  2. Помогать холодному ДВС быстро выйти на оптимальный тепловой режим.
  3. Прогревать салон автомобиля, рассеивая часть тепла через салонный радиатор печки.
  4. Обогревать дроссельный узел и охлаждать турбокомпрессор.

Система охлаждения ДВС имеет два круга циркуляции: большой и малый. После запуска холодного мотора охлаждающая жидкость прокачивается помпой по малому кругу — каналам блока и головки цилиндров и небольшому радиатору салонной печки. Когда температура охлаждающей жидкости достигает определённой величины (обычно это 80–90 градусов по Цельсию), открывается клапан-термостат — основной поток направляется в большой круг системы охлаждения, включающий радиатор. Если температура слишком высока и встречный поток воздуха недостаточно эффективно снижает температуру, в работу включается электрический вентилятор.

Циркуляция жидкости в работающем моторе происходит постоянно. Неисправность системы охлаждения приводит к серьёзным поломкам двигателя. За системой охлаждения нужно тщательно следить и поддерживать её в исправном состоянии. Регулярная промывка системы — один из способов обеспечения её эффективности.

Типы загрязнений

В процессе эксплуатации в системе появляются разные виды загрязнений, которые негативно влияют на охлаждение и работу мотора. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Масло и жир

Независимо от того, насколько хорошо двигатель работает, небольшое количество масла может проникнуть в систему охлаждения через утечки или неисправности, к примеру, пробило прокладку ГБЦ (головки блока цилиндров).

Это приводит к образованию масляных отложений на внутренних поверхностях радиатора и трубопроводов, уменьшая эффективность теплообмена и охлаждения.

Ржавчина и отложения материалов

Если охлаждающая жидкость не содержит антикоррозийных добавок, или антифриз долго не менялся, металлические компоненты подвергаются коррозии, что приводит к образованию ржавчины. Последняя засоряет радиатор и другие части.

Внутри системы охлаждения со временем образовываются отложения различных материалов, таких как минеральные соли, металлические частицы и другие остатки, которые присутствуют в ОЖ или поступают извне.

Глинистые отложения

Образовываются из-за различных факторов, таких как качество воды, используемой для разбавления антифриза, или наличия глинистых частиц в охлаждающей жидкости.

Отложения оседают на внутренних поверхностях радиатора, трубопроводов и иных компонентов системы охлаждения. В результате появляются засорения, и уменьшается поток ОЖ.

Прочие загрязнения

Если антифриз имеет низкое качество, или содержание антикоррозионных добавок уменьшилось из-за старения, это приведет к образованию отложений и коррозии в системе охлаждения.

Влага способствует развитию водорослей и бактерий, которые образовывают слизь и загрязняют систему.

В некоторых случаях механические повреждения или частицы, попавшие в систему извне, вызывают засорение или повреждение компонентов.

Вода с высоким содержанием минералов, так называемая «жесткая вода», способствует образованию отложений.

Кроме того, остатки сварки или металлические частицы, попавшие в систему, также опасны.

Как узнать, что система охлаждения нуждается в промывке

Есть несколько признаков, указывающих на это:

  1. Перегрев ДВС. Если температура двигателя стала повышаться и держится на более высоком уровне, чем обычно, это признак недостаточной эффективности охлаждения из-за загрязнений в системе.
  2. Плохая теплоотдача. Если воздух, идущий через радиатор, ощутимо холоднее, чем обычно, или ДВС не достигает нормальной рабочей температуры в течение длительного времени, это указывает на проблемы с теплоотдачей.
  3. Снижение производительности мотора. Ухудшение динамики, отдачи или увеличение расхода топлива часто связано с неэффективным охлаждением.
  4. Наличие осадков или отложений в антифризе. Если при осмотре охлаждающей жидкости заметно присутствие осадков, ржавчины, глинистых частиц или других загрязнений, это признак необходимости промывки.
  5. Неправильное функционирование термостата. Если устройство, регулирующее поток охлаждающей жидкости, не работает должным образом, это может вызвать перегрев мотора.
  6. Постоянные утечки антифриза. Часто указывают на неисправности уплотнений или компонентов системы. Низкий уровень антифриза приведет к перегреву двигателя.
  7. Прочие признаки. К дополнительным симптомам стоит отнести усиленную работу вентилятора, холодный воздух из печки и проблемы в работе насоса.

Если вы заметили один или несколько из перечисленных признаков, рекомендуется обратиться в автосервис для профессиональной диагностики или сделать работу самостоятельно.

Средства для промывки системы охлаждения

Для самостоятельной промывки системы охлаждения двигателя в качестве чистящего средства можно использовать следующие подручные средства.

Дистиллированная вода

Промывка системы охлаждения двигателя

После слива старой ОЖ систему заполняют дистиллированной водой.

Необходимо:

  • закрыть клапаны на радиаторе и блоке цилиндров;
  • завести автомобиль;
  • подержать двигатель в режиме холостого хода — до 20 мин;
  • дождаться охлаждения и произвести повторную процедуру.

Промывка считается завершенной, когда дистиллят на выходе очистится от посторонних включений. Данный метод позволяет вымыть скопившуюся грязь, но не очистит каналы и внутренние плоскости от отложений.

Лимонная кислота

лимонная кислота

Разбавленная в воде, отлично удаляет накипь, ржавчину и грязь. Для профилактики нужно растворить 40 г в 1 л воды. Для более сложных случаев нужно повысить концентрацию до 100 г, залить состав в радиатор и разогреть двигатель. Оставить на ночь и слить жидкость. Манипуляцию можно повторить.

Уксусная кислота

уксус

Для изготовления очищающего раствора нужно взять пол литра 70% уксуса на ведро (10л) дистиллированной воды. Охлаждающую жидкость слить, и залить приготовленный раствор. Затем автомобиль прогревают в течении 20 мин. Далее оставляют промывочную жидкость внутри системы на ночь.

Фанта

фанта

В ее составе содержится лимонная кислота, на основании чего ее применяют при промывке системы охлаждения. Нужно залить газировку в систему охлаждения вместо антифриза и дать автомобилю постоять с работающим двигателем 30-40 минут.

Молочная кислота или сыворотка

промывка системы охлаждения двигателя

Молочная кислота более эффективна, но но молочная сыворотка более доступная. Последовательность использования сыворотки:

  • приготовить около 10 л сыворотки;
  • процедить весь подготовленный объем многократно через марлю;
  • залить сыворотку в радиатор и некоторое время оставить автомобиль постоять с запущенным двигателем;
  • слить сыворотку в горячем состоянии;
  • подождать, пока двигатель остынет, залить прокипяченную или дистиллированную воду;
  • снова включить двигатель, подождать полчаса, слить воду;
  • подождать, пока остынет двигатель;
  • налить антифриз, который будет использоваться;
  • выкачать воздух из системы.

Каустическая сода

каустическая сода

Каустическая сода — это гидроксид натрия, который обладает очень сильной щелочной реакцией. Каустической содой можно чистить только медные радиаторы, но нельзя использовать при наличии алюминиевых деталей, так как она разъедает алюминий. Медный радиатор перед промывкой каустической содой придется демонтировать. А после обработки собрать на место.

Согласно инструкции завода по изготовлению медных радиаторов промывку системы охлаждения совершают следующим образом:

  • снять с машины радиатор.
  • Совершить промывку его внутренностей обыкновенной водой, продуть сжатым воздухом (не увеличивая давление в 1 кгс/см2) до вытекания прозрачной воды из радиатора.
  • Приготовить примерно 1 л 10%-го раствора каустической соды.
  • Подогреть раствор минимум до +90°С.
  • Налить раствор в радиатор.
  • Подождать полчаса.
  • Слить раствор.
  • В течение 30 минут совершать промывку внутренностей радиатора горячей водой, чередуя с продуванием горячего воздуха (давление должно быть ниже 1 кгс/см2) в сторону обратного направления движения работы насоса.

Какими средствами лучше не промывать систему охлаждения

кока-кола

Бытовые чистящие средства в основном рассчитаны для ликвидирования органических загрязнений, машинное масло в своем большинстве они промыть не смогут. Следовательно, не стоит понапрасну тратить время и применять средства, не рассчитанные для этого.

Для промывки радиатора не стоит применять следующие средства.

  • Coca-Cola. В принципе, промывать систему охлаждения при помощи Кока-Колы можно, но есть несколько нюансов, которые следует знать. В ее составе есть ортофосфорная кислота, которая является основным действующем веществом при промывке, он способна удалить накипь, ржавчину, остатки масла из системы охлаждения. Но при длительном воздействии ортофосфорная кислота может повредить алюминиевые, пластиковые и резиновые детали системы. Поэтому длительность обработки Кока-Колой не должна превышать 10 минут. Также в составе Колы есть большое количество сахара и углекислого газа, которые также повреждают систему охлаждения. Для устранения этих отрицательных моментов нужно подержать Колу открытой, чтобы испарился углекислый газ, а после обработки Колой, промыть систему охлаждения дистиллированной водой для удаления остатков сахара.
  • Fairy. Любой бытовой жироочиститель наподобие Fairy не сможет справится с удалением всех отложений в системе охлаждения, поскольку такие составы рассчитаны на борьбу с жиром, а не моторным маслом. Чтобы Fairy хоть что-то немного очистил, нужно многократно заливать его, запускать двигатель и прогревать, сливать и заливать новый. Возни много, а толку мало.
  • Calgon. Составы типа Калгона рассчитаны на удаление только известкового налета, с другими загрязнениями они не справятся. Поэтому нет никакого смысла применять их для промывки системы охлаждения двигателя.
  • Белизна. В составе Белизны основным действующим веществом является гипохлорит натрия, который разъедает алюминий. Любые растворы на основе хлора нельзя применять для промывки системы охлаждения.
  • Крот. Растворы типа Крота, содержащие в своем составе каустическую соду, разъедают резиновые уплотнители, сальники и прокладки.

Специализированные средства для промывки системы охлаждения

промывка системы охлаждения двигателя

Для промывки системы охлаждения можно приобрести специализированные средства, разработанные специально для этой цели.

Такие средства бывают:

  • нейтральные: они не содержат агрессивных компонентов, поэтому слишком большие и старые отложения очищают с меньшей эффективностью. Подобные средства подходят для профилактики.
  • Щелочные: в их составе щёлочи, которые отлично удаляют органические загрязнения.
  • Кислотные: они содержат кислоту, которая быстро и эффективно расщепляет неорганические отложения.
  • Двухкомпонентные смеси (универсальные): они состоят из щелочей и кислот.

LAVR Radiator Flush Classic

Это профессиональная жидкость, продающаяся во многих специализированных магазинах. Ее можно использовать для любых моторов. Также допускается применение в строительной технике. Необходимо заливать перед заменой антифриза, чтобы удалить вредоносные элементы. Может удалять следы ржавчины, масла, накипи и так далее. С помощью данного вещества срок использования антифриза увеличивается до 40%. Также здесь есть ингибитор коррозии.

Важно. Перед сливом охладителя необходимо остудить двигатель, а данное вещество нагреть до комнатной температуры и встряхнуть. Заливать требуется до отметки минимума, а потом включить мотор на холостом ходу.

После этого средства необходимо его повторно промыть, чтобы удалить частички вещества. Только потом заливается антифриз.

LAVR Radiator Flush Classic
LAVR Radiator Flush ClassicХарактеристики:

  • объем 1 литр;
  • можно использовать для любого транспорта.

Плюсы

  • высокая эффективность;
  • небольшая цена;
  • можно использовать со всеми двигателями;
  • есть в составе кислоты и щелочи;
  • российский производитель, поэтому состав полностью подходит для эксплуатации в российских условиях.

Минусы

  • необходимо дополнительно промывать водой после использования этого средства.

Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute

Это вещество от американского производителя, которое активно продается в России, Европе и в странах СНГ. Стоимость небольшая, зато эффективность на высоте. Это позволяет применять промывку без ущерба для кошелька. Важным преимуществом является необходимость использовать всего 7 минут, после чего возможно удалять реагенты. Работоспособность антифриза увеличивается до 70%, что считается еще одной сильной стороной Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute. Здесь отсутствуют кислоты, в основе только щелочи. Поэтому необходимо применять только для удаления органических соединений.

Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute
Hi-Gear Radiator Flush — 7 minuteХарактеристики:

  • 325 или 440 мл;
  • американское производство;
  • хорошая совместимость при работе практически с любыми поверхностями.

Плюсы

  • низкая цена;
  • щелочной состав позволяет применять вещество практически во всех случаях;
  • быстро очищает трубки двигателя.

Минусы

  • нельзя хранить в открытом виде;
  • плохо справляется с удалением неорганических соединений.

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger

Довольно популярное средство, которое стоит не дороже 8 долларов. Возможно применять в любых системах охлаждения. Здесь нет никаких средств которые могли бы разъедать трубки изнутри, поэтому рекомендуется применять жидкость для профилактики. Лучше всего промывать этим веществом двигатель пару раз в год, чтобы предотвратить появление большого количества накипи и других негативных веществ. Одного баллончика хватает на 10 литров воды или другого хладагента. Необходимо предоставить двигателю возможность поработать холостом ходу. После проведения очистки заливается новый антифриз. Данное средство неплохо справляется с большинством загрязнений, однако не может справиться с трудными загрязнениями.

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger
LIQUI MOLY Kuhler-ReinigerХарактеристики:

  • 300 мл;
  • продается в виде баллончика;
  • можно использовать на 10 литров антифриза.

Плюсы

  • небольшая цена;
  • нет агрессивных веществ, поэтому приходится использовать в качестве профилактики;
  • популярный бренд;
  • соответствие государственным стандартам.

Минусы

  • плохо справляется с большими загрязнениями.

Xenum M-FLUSH

Еще одна качественная промывка, которая подходит для бензиновых и дизельных двигателей. Стоимость довольно высокая, зато можно использовать в старых агрегатах, где количество вредных веществ очень высокое. С помощью этого вещества восстанавливается работа гидравлики и поршневых колец. Жидкости можно использовать почти на 60% дольше, что снижает стоимость обслуживания транспортного средства. Это весьма актуально для копаний, у которых большой автопарк.

Xenum M-FLUSH
Xenum M-FLUSHХарактеристики:

  • промывочная жидкость;
  • подтип – присадка;
  • подходит для всех типов двигателей.

Плюсы

  • хорошо удаляет загрязнение;
  • улучшает работу мотора;
  • снижает стоимость обслуживания машины;
  • позволяет дольше использовать жидкости.

Минусы

  • высокая цена.

ZIC FLUSH

Этого вещества 4 литра, поэтому его хватает надолго. При этом допускается использование для промывки двигателя других узлов автомобиля. Эффективно удаляет следы масла, ржавчины и накипи. Для полимерных уплотнителей жидкость полностью безопасна, что очень важно. При правильном применении снижается температура двигателя, улучшается процесс теплообмена, а также значительно увеличивается срок эксплуатации основных узлов транспортного средства. Приобрести это средство можно в большинстве специализированных магазинов. Цена умеренная, что делает его весьма популярным у водителей.

ZIC FLUSH
ZIC FLUSHХарактеристики:

  • производство Корея;
  • для легковых автомобилей;
  • индекс вязкости 135;
  • застывает при -47 градусах.

Плюсы

  • большой объем;
  • высокая эффективность;
  • увеличивает запас прочности основных систем.

Минусы

  • высокая цена.

Wynns W76695 Injection System Purge

У этого средства высокая эффективность. Его рекомендуется применять на двигателях с большим пробегом, где уже довольно серьезные загрязнения трубках. Нет необходимости полностью разбирать агрегат, чтобы избавиться от накипи и других нежелательных элементов. В процессе эксплуатации этой промывки удается повысить стабильность работы всей системы, а также предотвратить залипание выпускных клапанов. Таким образом, уровень компрессии повышается, что благоприятно сказывается на мощности мотора.

Wynns W76695 Injection System Purge
Wynns W76695 Injection System PurgeХарактеристики:

  • очиститель инжекторных двигателей;
  • объем 1 литр;
  • производитель – Бельгия.

Плюсы

  • высокая эффективность;
  • небольшая цена;
  • известный производитель;
  • продлевает срок эксплуатации двигателя.

Минусы

  • подходит только для работы с инжекторными двигателями.

Это наиболее известные средства для очистки трубок двигателей. Однако есть и ряд других средств, поэтому необходимо внимательно изучать рынок и покупать то, что лучше подходит в конкретно взятом случае.

Что нужно знать перед началом промывки

Перед промывкой системы важно учесть несколько важных моментов:

  1. Строение системы, включающее чугунные, стальные и алюминиевые элементы, имеющие разную устойчивость к реагентам.
  2. Состав средства, которое планируется применять для промывки. Это важно с позиции безопасности для деталей системы.
  3. Риск забивания каналов кусками накипи, что требует применения только рекомендованной ОЖ и своевременное проведение замены.
  4. Наличие технических навыков, позволяющих самостоятельно сделать работу по очистке без привлечения работников СТО.
  5. Рекомендации создателя средства, которые указаны в инструкции по эксплуатации.
  6. Сбор необходимого набора инструментов (воротка, ключей, ведра, трубок), которые используются для промывки.
  7. Понимание вариантов личной защиты с помощью перчаток и очков, которые предотвращают контакт с агрессивными веществами.

Процесс промывки

система охлаждения мотора

Промывка системы охлаждения –  длительный процесс, поэтому нужно приготовиться к тому, что автомобиль должен будет простаивать около 6 часов. Далее нужно действовать поэтапно:

  1. После охлаждения двигателя антифриз сливается через технологическое отверстие, расположенное в нижней точке системы охлаждения.
  2. Делается раствор комнатной температуры из расчета 200 г соды на 10 л воды, который заливается в систему охлаждения двигателя через расширительный бачок, для удаления  масла и жиров.
  3. Запускается двигатель, краны в печке открыты, ее нужно запустить, но не на максимальных значениях. Мотор должен прогреться, открыться термостат, чтобы раствор прошел по всей системе. Нужно дождаться, пока не начнет работать вентилятор, после чего двигатель должен проработать 30 минут.
  4. По прохождению этого времени машина должна простоять с выключенным двигателем 1 час, за это время жидкость остынет.
  5. Раствор соды сливается, заливается чистая вода, которая затем тоже сливается. Это нужно для того, чтобы сода не вступила в реакцию с кислотой, снижая ее эффективность.
  6. Делается раствор лимонной кислоты в пропорции 200 г сухого вещества на 10 л воды и заливается в охлаждающую систему.
  7. Запускается двигатель, после того, как начал работать вентилятор радиатора засекается 30 минут, во время которых двигатель работает на холостых оборотах.
  8. Через час процедуру нужно повторить еще 3 раза. В режиме 30 минут работы при работающем вентиляторе и 1 час остывания после остановки двигателя.

После четырехкратного запуска двигателя и его остывания кислота сливается. При этом важно не промывать систему водой, потому что заливка воды приведет к появлению ржавчины.

Для избавления от этого негативного эффекта нужно сделать содовый раствор из расчета 50 г соды на 10 л воды и для промывки охлаждающей системы использовать именно его. Запустить двигатель до запуска вентилятора радиатора и дать поработать 30 минут. После остывания мотора, раствор сливается из системы.

После этого нужно сразу заливать новый антифриз, поскольку присадки в нем имеют щелочную реакцию. Важно понимать, что если залить его сразу после кислотной  промывки, присадки будут нейтрализованы и качество антифриза снизится. Заливка же после обработки содовым раствором никак не скажется на качестве охлаждающей жидкости, и она прослужит гораздо дольше, а система не будет засоряться.

Главные ошибки при промывке охладительной системы

Все, что касается автомобиля, должно делаться с умом. Очищающие химикаты агрессивны не только к загрязнениям и налетам, но также и к самим деталям охлаждающей системы.

К примеру, как уксусная, так и лимонная кислота прекрасно очищают внутренние части радиатора, разъедают образовавшийся налет, но при этом они пагубно влияют на мягкие элементы конструкции. Эластичность резиновых и пластиковых деталей снижается. Именно поэтому использовать агрессивные составы нужно с осторожностью.

Каустическая сода – сильная щелочь. Она портит алюминиевые части охлаждающей системы.

В составах промышленных средств для очистки системы охлаждения также содержатся щелочь и кислоты, поэтому и их нельзя применять бездумно.

Как часто промывать систему охлаждения

Главный вопрос, конечно, – как часто это нужно делать.

Парадокс в том, что последние поколения антифризов по заявлениям производителей не нуждаются в замене в течение 3 – 5 лет. А самые новые типы жидкостей служат аж до 10 лет. Но это не значит, что на этот срок можно забыть о системе охлаждения.

Единых рекомендаций касательно частоты промывки радиатора нет. Одни автозаводы советуют производить промывку через 3 года, другие – через 5 лет. Имеет значение и пробег машины. В среднем промывать охлаждающую систему нового автомобиля следует раз в 3 года или через 75 – 150 тысяч километров пробега. Использовать химикаты чаще нет смысла, это может навредить внутренним узлам.

Однако произвести внеочередную промывку нужно, если:

  • двигатель греется беспричинно;
  • печка стала хуже работать;
  • залитый антифриз заметно помутнел;
  • недавно вам пришлось смешивать разные виды антифризов или доливать в радиатор обычную воду.

Промывать охлаждающую систему дистиллированной водой следует каждый раз при замене антифриза.

Рекомендации

При очищении системы охлаждения рекомендуется следовать инструкции, прилагаемой к выбранному очистителю. Полезно также помнить о некоторых важных моментах:

  • после очищения систему тщательно промывают дистиллированной водой;
  • при наличии сильных загрязнений ржавчиной и накипью следует повторить очистку;
  • если очиститель заливают в еще теплую систему, то он также должен быть теплым;
  • при выборе химического реактива следует учитывать область его применения.

Систему охлаждения нельзя заполнять бытовой химией, предназначенной для удаления накипи и жира на сантехнике и посуде.Вся самая полезная и важная информация о способах и методах удаления ржавчины с автомобиля — здесь.

Заключение

Рассматривая варианты, промывки системы охлаждения двигателя, лучше всего остановиться на предложенном, как наиболее эффективном и безопасном. Даже использование специальной автохимии может стать проблемой, если купить контрафактную продукцию. Сода и лимонная кислота доступны по цене, а работают не хуже любых специализированных составов.

Важно понимать, что допустив перегрев двигателя, можно получить целый спектр проблем, от разрушения радиатора до выхода из строя головки ГБЦ. Поэтому не нужно игнорировать возникшую проблему, лучше потратить несколько часов для очистки системы охлаждения, чем платить за дорогостоящий ремонт и замену деталей.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий